Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
woodmal
49.16 КБ
Стэнли Кубрик и Джордж Лукас признавались, что без этого фильма не было бы ни "Космической одиссеи", ни "Звездных войн". Не случайно "Планета бурь" входит в учебную программу американских киношкол - как демонстрация операторского мастерства, возможности практически на пустом месте создать шедевр.

8.57 КБ
Рассказывают, что когда в Россию приехал создатель «Звездных войн» Джордж Лукас, он заявил, что мечтает познакомиться с маэстро Клушанцевым. Чиновники от кино лишь недоуменно пожали плечами: «А кто это? Не знаем такого».
В 1980-е, когда Клушанцев ушел из кино, о нем как-то сразу забыли. Знаменитый во всем мире режиссер и оператор, признанный мастер кинофантастических спецэффектов почти полностью ослеп и до конца жизни (до 1999 года) ютился с женой в тесной петербургской коммунальной квартире. На Западе о нем немало написано, имя Клушанцева известно любому режиссеру-фантасту.
Ученики Клушанцева с «Леннаучфильма» вспомнили о нем к его 90-летию. Был выпущен фильм-посвящение «Павел Клушанцев - к звездам» (реж. А. Ткаля). Позже о нем стали писать (Харитонов Е.В., Щербак-Жуков А.В. На экране - Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002): Материалы к популярной энциклопедии / НИИ Киноискусства; журнал «Если». Москва: В. Секачев, 2003).
Все биографы Павла Клушанцева отмечают, что он - один из немногих (если не единственный) отечественных режиссеров, за которым на Западе закрепилась репутация именно режиссера-фантаста.
Фильм, выпущенный о Клушанцеве, можно купить через Интернет. Вот как его продвигают на англий-
ском и французском языках:
«Павел Клушанцев вырос в годы революции. Как юноша, обладающий особыми талантами, он смог развить свое творчество, став художником своего времени и мастером спецэффектов в кинемато-
графе. Он никогда не разделял идей коммунизма. Но в отличие от многих других, он сумел избежать репрессий. Его талант был его лучшей защитой. В одном из редких интервью, зафиксированных на пленке, он говорит: «Они десятки раз хотели выкинуть меня с киностудии и посадить в тюрьму. Но я спасся, потому что я знал, как делать вещи, которые никто другой делать не мог. Это всегда меня спасало».
Коротенькую официальную справку о Павле Клушанцеве можно найти на страничке Федерального государственного унитарного предприятия «Творческо-производственное объединение «Леннаучфильм»:
«Павел Владимирович Клушанцев (1910-1999) - предтеча мировой космической кинофантастики. Режиссер, оператор, сценарист, мастер комбинированных съемок. Свои знаменитые фильмы о космосе он начал снимать задолго до запуска первого искусственного спутника Земли (1957): «Метеориты», «Вселенная», «Тайна вещества», «Дорога к звездам», «Планета бурь», «Луна», «Марс». Признанный мастер комбинированных съемок американец Роберт Спотак писал о нем: "...Появлением на экране масштабных сцен в космосе мир обязан не космическим войнам Лукаса и Кубрика, а русскому режиссеру Павлу Клушанцеву"».
Обворованный и обруганный
Собственно вся жизнь Павла Клушанцева есть доказательство отсут-
ствия пророков в нашем отечетве. По данным его биографа Евгения Харитонова, даже в НИИ киноискусства было весьма проблематичным найти хотя бы мало-мальски подробные биографические сведения о Клушанцеве, а потому восстановить историю его жизни оказалось очень непросто.
Окончив в 1930 году операторский факультет Ленинградского фототехникума, Павел Клушанцев попал по распределению на киностудию «Белгоскино», на которой почти четыре года работал оператором, но в 1934 году перешел на «Ленфильм». Здесь он освоил еще одну профессию - режиссера-постановщика, а позже организовал цех комбинированных съемок (позже он перекочевал на «Леннаучфильм»).
В этом цехе с небольшой командой единомышленников и началось изобретение и освоение «фирменных клушанцевских» кинотрюков. Многим идеям помешала реализоваться война. Клушанцеву пришлось снимать военно-учебные фильмы на киностудии «Сибтехфильм».
По окончании войны Клушанцев не вернулся на «Ленфильм», а устроился оператором и режиссером-постановщиком на скромную Ленинградскую киностудию научно-популярных фильмов. Техническая база «Леннаучфильма» была одной из беднейших в Союзе, но именно здесь по-настоящему раскрылся талант Клушанцева - кудесника камеры и монтажа.
После войны Павел Клушанцев поставил более ста научно-популярных фильмов и сюжетов.
Первые фильмы Клушанцева не выходили за рамки своего жанра. Но уже в 1951 году в фильме «Вселенная» учебно-познавательный рассказ о строении Солнечной системы, особенностях ее структуры, о космических телах и их взаимодей-
ствии превратился в увлекательное повествование с чудесным изобразительным рядом о прошлом, настоящем и будущем Вселенной.
«Вселенная» имела успех и принесла авторам премию VII МКФ в Карловых Варах (1952) и диплом
IV МКФ в Париже.
А в 1957 году Клушанцев стал автором научно-популярного и фантастического фильма «Дорога к звездам». Фильм был высоко оценен и получил премии I ВКФ (Москва) и I МКФ научных и технических фильмов в Белграде (1958). «Дорога к звездам» имела большой успех не только в СССР, но и на Западе, ее закупили в США, где она была показана по CBS в рамках сериала
«20-й век». Увидел эту картину и Стенли Кубрик. Восхищенный мастерством русского режиссера, в «Космической одиссее 2001 года» он применил именно клушанцевский «эффект невесомости». Много позже в одном из интервью Кубрик заявил, что без «Дороги к звездам» не было бы и «Космической одиссеи», Клушанцев «подсказал» многие технические находки «Одиссеи».
Тогда же у Клушанцева родилась идея поставить исключительно игровую фантастическую ленту об экспедиции на Луну. В 1959 году Клушанцев подал заявку, и проект был утвержден и поставлен в план «Леннаучфильма». В результате работы над лентой в основу фильма была положена повесть А. Казанцева «Планета бурь», а герои картины вместо Луны отправились осваивать Венеру - впервые в истории кинофантастики.
Выход картины на экран был задержан. На генеральном просмотре министр культуры Екатерина Фурцева потребовала вырезать из фильма фрагмент, в котором героиня, оставшись одна на орбите и думая, что разведэкспедиция погибла, плачет. Мотивировка министра была такой: советская женщина-космонавт не может плакать!
Фильм «Планета бурь» вышел на большой экран в 1961 году. Появление картины удачно совпало с полетом Гагарина. Картину критиковали. Прежде всего - за лишенных какой бы то ни было психологической индивидуальности героев, которые изъясняются с киношным комсомольским пафосом. Хотя в фильме были задействованы неплохие актеры, например Георгий Жженов, для которого «Планета бурь» стала дебютом в кино после возвращения из лагерей.
Но, как отмечает Евгений Харитонов, люди, их характеры и взаимоотношения не интересовали Клушанцева-режиссера. «Планета бурь» создавалась в большей степени с целью популяризации космонавтики. И это Клушанцеву удалось. «Планета бурь» стала хитом сезона. Зритель визжал от восторга.
В фильме было все, что нужно. И героико-исследовательская романтика, и динамичность действия. И погибшая экспедиция, и загадка древней венерианской цивилизации, и плотоядный цветок, едва не сожравший одного из участников экспедиции, и сражение с ящероподобными аборигенами, и свихнувшийся робот «Железный Джон» - объект зависти голливудских кинематографистов. Наконец, есть весьма впечатляюще и натурально изображенные динозавр и гигантский птеродактиль (Спилберг еще не думал о «Парке юрского периода»), на удивление достоверно снята сцена извержения венерианского вулкана.
В истории нашего кино лента осталась недооцененной. Совсем по-другому к ней отнеслись за рубежом. Фильм был закуплен 28 странами, огромный успех «Планета бурь» имела в США. Много позже, в
1968 году, Питер Богданович поставил фильм «Путешествие на планету доисторических женщин». Его фильм оказался перемонтированной «Планетой бурь», а говоря проще - плагиатом. В 1996 году журнал «Американский кинооператор» заметил: «К сожалению, из многих фильмов Клушанцева в США показывались лишь перемонтированные отрывки, включенные в посредственные американские фантастические фильмы многих режиссеров, включая раннего Фрэнсиса Копполу».
О том, что в США до сих пор помнят фильм советского режиссера, свидетельствует и недавняя лента «Миссия на Марс». Критики отметили ее сюжетное сходство с «Планетой бурь», вплоть до прямых заимствований.
О «Планете бурь» регулярно пишут и вспоминают в Голливуде. На родине же после шквального огня критики Павел Клушанцев зарекся снимать сугубо игровые фильмы и вернулся к научно-популярному кино.

Иван Иванович вчера уже умер

Спустя несколько лет Клушанцев поставил блистатель­ные популярно-фантастичес­кие фильмы «Луна» (1965) и «Марс» (1968), завершив «планетарную трилогию». Мне самому приходилось слышать такую шутку: если бы Клушанцеву в свое время дали хотя бы десятую долю денег Кубрика, то советские космонавты сели бы на Луну раньше американских. А заодно и на Венеру с Марсом.
«Луна» в 1966 году получила Золотую печать города Триеста на
IV МКФ фантастических фильмов. Постановочная грандиозность картины космического будущего, реальность образов поражают и сегодня. По этой же схеме выстроен и сюжет «Марса».
В 1970 году Клушанцеву присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Потом он прожил еще 29 лет.
Вот один из примеров отношения Клушанцева к жизни и к будущему. Однажды Клушанцева спросили:
- Павел Владимирович, а если сделать фильм о вас, о вашей жизни?
- Слушайте, ну кому это интересно? Я принадлежу к тем людям, которые принесли пользу и умерли, а потом о них говорят: «Ах, это изобрел и применил Иван Иванович!», - а Иван Иванович вчера уже умер.
Биограф Клушанцева утверждает, что американский специалист в области экранных трюков и кинокритик, лауреат премии «Оскар» Роберт Спотак приезжал в Россию специально, чтобы расспросить Клушанцева о секретах его уникальных съемок. «За 40 лет американские специалисты так и не смогли разгадать их», - сетовал журнал «Американский кинооператор», в 1996 году посвятивший 85-летию русского режиссера два выпуска подряд.
Клушанцев удивлял не только иностранцев. Удивлялись и соотечественники еще при его жизни. В одной из сцен его фильма появляется ракета, макет которой был разработан Клушанцевым лично. Когда режиссера спросили: «Откуда вы взяли форму ракеты?», он ответил: «Сам придумал».
Ракета оказалась точной копией проекта Королева, который вскоре посмотрел готовый фильм Клушанцева, слушая его комментарии. В своих фильмах 1950-х и начала
1960-х годов Клушанцев предвосхитил все то, что десять, двадцать и тридцать лет спустя осуществила русская и зарубежная космонавтика: выход в космос, стыковку станций, высадку на небесных телах и другое.
Клушанцев не только снимал фильмы. Он еще и писал. Ему принадлежит около десятка детских научно-популярных книг. Самые известные из них - «Станция Луна» и «К другим планетам». Почти все они посвящены загадкам космоса и перспективам освоения космического пространства и планет человеком. Многие выросли на этих книгах. Один мой знакомый, профессиональный астроном, как-то признался: «Одно из самых ярких впечатлений детства. Мне семь лет. В нашей сельской библиотеке натыкаюсь на красивую, огромную и таинственную книгу «О чем рассказал телескоп». Это было как чудо. Я ее подхватил и понес, и, честно, иду, несу и говорю чуть ли не вслух: какое сокровище! Никому тебя не отдам, съем, а не отдам! Читал взахлеб и в результате заполучил «звездную болезнь» - увлекся астрономией. Навсегда».

Автор: Овцеводов Митрофан, писатель, публицист



















Фильмы Клушанцева
Дорога к звездам

Марс

Планета бурь




Клушанцева

bussov

2007-04-16 02:50 pm (UTC)

разыскиваю давно и безуспешно в хорошем качестве.

Re: Клушанцева

(Anonymous)

2007-05-22 01:14 pm (UTC)

http://infostore.org/search?s=%D0%9A%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2

Re: Клушанцева

bussov

2007-05-22 01:25 pm (UTC)

спасибо- вечерком качну, посмотрю

Re: Клушанцева

bussov

2007-05-22 01:48 pm (UTC)

Дык я ж про качество толкую... Не заценил пока, что там выложено

Re: Клушанцева

(Anonymous)

2007-05-23 09:24 am (UTC)

http://film.arjlover.net/film/

ах, спасибо. невероятно.

спасибо, будем посмотреть!

кому то удалось скачать?

Долго потом был уверен, что на Венере живут динозавры :)

http://film.arjlover.net/film/ Ищите - все есть.

большое спасибо.
эту статью было бы неплохо ещё сюда запостить: http://community.livejournal.com/chtoby_pomnili/profile

Ого, а я Планету бурь не видела, только слышала о его существовании да книгу читала. Казанцев - жжот. Фильм буду срочно качать. Спасибо за наводку.

Я был потрясен, узнав о существовании фильма "Туманность Андромеды". :)

"Москва, 30 ноября 1967. Брандису.
...со всем, что Вы написали о фильме, я согласен. Мало того, читая Ваше письмо, я был тепло согрет Вашей любовью к моему роману и его героям и заботе о них, совсем как о живых людях. Это ли не награда автору?

И тем не менее, я счел возможным одобрить фильм и похвалить режиссера. Откуда такая двойственность? "Диалектика реальной жизни". Суть в том, что я совершил... основную ошибку - поверил в то, что наше кино сможет поставить "Туманность" (не как философское произведение, в это я с самого начала не верил) - как феерическую сказку, воспользовавшись всеми возможностями современного кинематографа. Второе, во что я верил до недавнего времени, это то, что каждый подлинный коммунист, поняв, о чем идет речь, поддержит постановку этого фильма, чтобы дать всем увидеть то, что мы пытаемся построить. Третье, на что я надеялся и в этом приложил руку В. И. (Дмитриевский) - это то, что фильм будет рассматриваться как оружие в идеологическом сражении с Западом. По всем этим трем линиям мы потерпели полное фиаско - никакой заботы. Едва я познакомился с руководством нашего кино... стало ясно, что никакой серьезной поддержки от них не может быть, ибо они даже не понимают фантастики и никто (подчеркиваю - никто) из них не читал романа...

Теперь, когда вышел фильм, столь же отличающийся от моих мечтаний о постановке "Туманности" как Комитет кино от подлинно озабоченных коммунистическим воспитанием людей, я мог рассматривать его в двух планах. Судя строго и беспощадно, как Вы считаете надо судить о произведениях искусства, следовало разгромить фильм и поставить на нем крест.

Но разве Вы всегда выносите наружу Ваше внутреннее суждение? Разве не заставляет Вас мудрость уступать в чем-то, применяясь к конкретной обстановке, в которой Ваше внутреннее суждение принесло бы больше вреда, чем пользы?

продолжение -
Я понял, узнав обстановку в нашем кино, каких трудностей и даже отваги стоило режиссеру поставить фильм хотя бы так, и отсутствие вкуса в каких-то вещах компенсируется отчаянной попыткой подражания роману, причем подражания честного. Если сгубить сейчас весь труд коллектива, заявив, что поставили дрянь, значит, вообще надолго остановить попытки экранизации н/ф! А не явится ли даже неудачный фильм первой ласточкой, отталкиваясь от ошибок которой, учитывая успехи, можно идти дальше, и вероятно, пойдут. Далее, все ли уж так неудачно в фильме, сравнивая его не с каким-то отвлеченным идеалом, а с тем, что имеется на сегодняшний день в советском кино? Что фильм красивее, "приподнятое", необычнее всего того, что было до сих пор, - это, по-моему, бесспорно. Значит, вопрос, в какой степени? Да пусть хоть в самой малой, но и то этот шаг вперед должен быть поддержан, а не убит! Поэтому люди должны бы: а) отметив все недостатки фильма как серьезного произведения искусства (и гл. образом - внутренне), б) сравнить его со всем, что было до сих пор, и признать, что съемочный коллектив поднялся на какую-то ступень выше в экранизации н/ф (гл. образом - внешне). Видите, я самонадеянно считаю себя мудрым, так как поступил именно по этому рецепту.

Мне приходилось много раз задавать себе подобные вопросы в науке, рассматривая диссертации, из которых хорошо лишь сотая часть может быть оценена по стандартам дореволюционного времени. Но если мы имеем повсеместное снижение этих стандартов, какое я имел бы право забраковать ту или иную диссертацию на том лишь основании, что мой частный взгляд исходит из прежних стандартов? А рядом тысячи и десятки тысяч соседних институтов и рецензентов открыли путь еще более слабым диссертациям? Справедливо ли это? Нет. По-деловому это? Также нет, потому что я закрыл бы дорогу молодым людям, которые ничем не хуже всего остального среднего состава советских ученых. Аналогичная история с фильмом "Туманность". Вот почему я поддерживаю режиссера и буду поддерживать, хоть и Низа Крит - дрянь, да и мало ли там ерунды. Пусть пойдет в народ, в прокат, а там видно будет, провалится - значит, не время вообще у нас для этих фильмов и с нашим кинематографическим аппаратом (людским) еще нельзя за это браться. Пройдет несколько хороших заграничных, тогда м. б. возьмутся за ум, а главное - это повышение интеллигентности кинодеятелей...

Не время сейчас, в наше духовно трудное время, судить и рубить, а вызволять и оберегать хоть крупицу чего-то светлого, если, разумеется, она, эта крупица, - есть. Вот если ее нет, если вещь - во вред, тогда другое дело. Но ежели Вы судите так, то я с Вами не согласен, хотя и высоко ценю такое строгое суждение, происходящее из оберегания моей же "Туманности".
отсюда - http://noogen.narod.ru/iefremov/obzor.htm

Истинно так...

Спасибо, интересно :).
Много хорошего слышал о Клушанцеве, фильм давно лежит, все времени нет посмотреть.

огромное спасибо, очень интересно

Я понимаю, что испорчу Вам патриотический восторг, но в то что Клушанцев повлиял на Кубрика или Лукаса, похоже отменный вздор. Вот к примеру: http://en.wikipedia.org/wiki/Forbidden_Planet. Робота узнали? Посмотрите на досуге, у меня только ссылка на трейлер к сожалению, но сравнивать даже бессмысленно. http://www.youtube.com/watch?v=8y4crGU7dkg. Хотя если честно, жалко, что наши комуняки, похоронили жанр. И спасибо Вам за информацию...

Там же Лесли Нилсен снимается...этож комедия :))))
Ну а само существование этого фильма ни как не говорит о том что Планета бурь не влияла на Лукаса и Кубрика. Можно конечно предположить что Клушанцев перенял кое что из Форбайден планет...но эта мысль кажется нереальной ...в то время за просморт буржуйских фильмов можно было и в лагеря загреметь...да и закрыта вся эта информация была.
Клушанцевский робот кстати выглядит гораздо лучше :)

Угу, многие мысли поста напоминает анекдот про рентген в Росии в 14 веке. Хотя и очень интересно.

Нужен настоящий мужчина!!

(Anonymous)

2007-07-05 07:21 pm (UTC)

MESSAGE

Ищу любовника!!

(Anonymous)

2007-07-05 10:22 pm (UTC)

MESSAGE

любить и быть любимой!

(Anonymous)

2007-07-06 01:23 am (UTC)

MESSAGE

Где ты, единственный?

(Anonymous)

2007-07-07 11:52 pm (UTC)

MESSAGE

Ищу любовника!

(Anonymous)

2007-07-08 08:12 pm (UTC)

MESSAGE

Привет всем!

(Anonymous)

2007-07-11 01:25 am (UTC)

MESSAGE

познакомлюсь!

(Anonymous)

2007-07-11 08:35 pm (UTC)

MESSAGE

любить и быть любимой!!!!

(Anonymous)

2007-07-13 04:20 am (UTC)

MESSAGE

Нужен настоящий мужчина!!!!

(Anonymous)

2007-07-13 11:27 am (UTC)

MESSAGE

Может быть это тебе...

(Anonymous)

2007-07-13 02:05 pm (UTC)

MESSAGE

Куплю Windows

(Anonymous)

2007-07-19 11:06 pm (UTC)

Куплю Windows Куплю Office -Vista/XP/2003 softovip@mail.ru
и другое ЛИЦЕНЗИОННОЕ ПО Microsoft
предложения на е-мейл softovip@mail.ru












































Куплю Windows

(Anonymous)

2007-08-17 04:28 am (UTC)

Куплю Windows Куплю Office -Vista/XP/2003 kupluwin@mail.ru
и другой ЛИЦЕНЗИОННЫЙ софт
предложения на е-мейл kupluwin@mail.ru

Любовь с первого взгляда возможна?

(Anonymous)

2007-09-21 04:19 pm (UTC)

Что вы знаете о настоящей любви?
Расскажите всем http://leforum.ru/forumdisplay.php?f=2

Куплю лицензионный Windows

(Anonymous)

2007-10-15 06:25 pm (UTC)

Куплю Windows Куплю Windows -2003/XP sms5@inbox.ru
и другой ЛИЦЕНЗИОННЫЙ софт
предложения на е-мейл sms5@inbox.ru

Срочно предлогаем купить земельные участки

(Anonymous)

2008-03-06 08:53 pm (UTC)

Срочно продаем земельные участки в районе Большой Феодосии (Крым), очень дешево из первых рук.
Под строительство коттеджа, дома, мини-отеля.
Также можем предложить большой выбор недвижимости (дома,коттеджи,эллинги,отели) на полуострове Крым, имееться 1ая и 2ая линии.
Есть предложения для серьезных инвесторов. Емаил для связи op@pmrol.info

Изготавливаем срубовые дома, бани, беседки ЛЮБОЙ СЛОЖН

(Anonymous)

2008-08-07 03:04 am (UTC)

Здравствуйте!
Самарская организация осуществит изготовление срубовых домов, бань, беседок под ключ или поставку готовых срубов в Самаре, России и странах СНГ. Дешевле чем у нас вы не найдете нигде! Изготавливаем срубы как по своим так и по вашим проектам ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ! Доставка с оплатой в один конец. Гарантии. Качество.
ПОДРОБНОСТИ в icq: 446520137 или по почте domasrub@mail.ru

Need to download XRumer 5.0 for free!

(Anonymous)

2009-05-04 01:06 am (UTC)

Hello, my dear friends!! I want to get program XRUMER 5.07 Palladium for free. Any download link?
I'm so need this magic program! It's can break captchas automatically! Activate accounts via email automatically too! Absolutely great software! Help me!
And did you hear news - price for XRumer 5.0 Palladium will grow up to $540 after 15 may 2009... And XRumer 2.9 and 3.0 - too old versions, it's cant break modern catpchas and cant break modern anti-bot protections. But XRumer 5.0 Palladium CAN!!!!
So help me for download this great program for free! Thanks!

You are viewing woodmal